Выставка одной картины «Маринус ван Роймерсвале “Сборщики податей”. Из собрания Государственного Эрмитажа»

Маринус ван Роймерсвале. Сборщики податей. Первая половина XVI века. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

16 октября 2019 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка одной картины «Маринус ван Роймерсвале “Сборщики податей”. Из собрания Государственного Эрмитажа».

Это произведение очень давно находится в собрании Эрмитажа, куда оно поступило в составе знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века. Однако принадлежность к этой коллекции была вновь установлена относительно недавно. При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской и в XX веке ее автором стали считать Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 – ок. 1567). Существует большое количество повторений этого сюжета. Видимо спрос на подобную композицию был очень большим; и сам художник, и его ученики в мастерской неоднократно повторяли эту картину. Во многих музеях мира находятся варианты этого произведения, они есть в собраниях Парижа, Лондона, Мадрида, Варшавы.

Считается, что первым к теме изображения сборщиков податей обратился Ян ван Эйк, а затем Квентин Массейс. Однако произведение Яна ван Эйка неизвестно. Сборщики податей или Мытари Роймерсвале восходят к картине Массейса, но трактовка образов решается с бóльшим сатирическим содержанием.

Маринус ван Роймерсвале. Сборщики податей. Первая половина XVI века. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

Записи в книге и различные бумаги на заднем плане расшифровываются, как записи о поступлении налоговых платежей, монеты прописаны очень тщательно и позволяют определить многие из них. Особый интерес вызывают головные уборы сборщиков податей. Для времени жизни Роймерсвале они анахроничны. Поэтому существует несколько предположений о их происхождении на картине – или это была своеобразная униформа, сохранявшаяся в костюме сборщиков налогов из более раннего времени, или, что возможно, эта деталь костюма была скопирована из картины Яна ван Эйка, для времени которого такого типа головные уборы были вполне обычны.

За долгую жизнь в музее картина перенесла различные реставрационные вмешательства – это и перевод с деревянной основы на холст (в 1841 году Ф. Рыбиным), и несколько реставраций. Одна из них проводилась сразу после возвращения из Свердловска, где находились эвакуированные из Эрмитажа шедевры. Судя по всему, пока картина находилась в ящике, на него протекла вода, и протечку заметили уже только после возвращения в Ленинград. Длительное пребывание в непросушенном состоянии плохо сказалось на состоянии красочного слоя и лака. Произошло разложение в лаковом слое и связующего в красочном слое. Полностью восстановить разложение не удалось, несмотря на реставрацию 1940-х годов. До последнего времени оставались видны следы протечки.

Произведение кисти Маринуса ван Роймерсвале представлено в Екатеринбургском музее изобразительных искусств впервые после завершившейся в 2019 году реставрации, в ходе которой были удалены темный пожелтевший лак, поздние записи авторского слоя живописи, удалось регенерировать связующее и восстановить цвет на участках, пострадавших от протечки. Картина предстает перед зрителем в том виде, в котором ее создал художник. Реставрация показала высочайшее качество живописи эрмитажной картины, подтвердив ее важное место в ряду других вариантов, в чем могут убедиться екатеринбургские зрители.

Традиционно Эрмитаж представляет результаты реставрационных работ и научных исследований в своих залах, но для Екатеринбургского музея изобразительных искусств было сделано исключение. Символично, что отреставрированное произведение впервые увидят в городе, сохранившем его и другие шедевры Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны.

Куратор выставки – Николай Леонидович Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Реставрация картины осуществлена Валерием Юрьевичем Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

Программа Дней Эрмитажа-2019 в Екатеринбурге

16 Октября 2019 - 12 Января 2020

Воеводина, 5

Полный 250

Льготный 100

Студенты вузов очного отделения бесплатно

 

(343)287-13-79