"Шедевры французской графики. Офорты Жака Калло" из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Имя Жака Калло для французского искусства столь же знаково, как имя Рембрандта для искусства голландского или Дюрера для немецкого. Творчество художника ещё при его жизни было высоко оценено знатоками и коллегами по цеху. Буквально с самого момента создания гравюры мастера привлекали большое внимание ценителей искусства; хорошо известно, что Рембрандт коллекционировал его офорты. Творчеству Калло посвящено огромное количество литературы, и первые очерки были, чуть ли не прижизненные. С именем французского гравера связаны произведения Э.Т.А. Гофмана и Г. Флобера, О. Домье и А. Джакометти. Немного отыщется мастеров столь же плодовитых: художник создал около 1500 гравюр.

В 1645 году, спустя десять лет после смерти Калло, его ученик, Абраам Босс, опубликовал трактат об искусстве офорта, в котором он подробно изложил суть новых технических приемов, изобретенных учителем. Этот трактат стал фактически настольной книгой для всех, кто занимался гравюрой в XVII веке, да и в последующие столетия тоже.

В гравюрах Жака Калло поражает не только виртуозная техника и мастерство композиции, но также вариативность, разнообразие сюжетов, к которым обращался мастер: тут и благочестивые религиозные композиции – библейские сюжеты, образы святых, - и изображения торжественных празднеств, затеваемых двором Медичи во Флоренции и лотарингской аристократией в Нанси, и уличные представления итальянской комедии дель арте, простые городские зарисовки, образы людей из разных слоев общества, и, наконец, жестокая панорама военного времени со сценами грабежей, насилия, пожаров, убийств – труднейшего для Европы периода Тридцатилетней войны (1618-1648).

В фондах Отдела графики ГМИИ имени А.С.Пушкина творчество художника представлено полностью. История музейного собрания восходит к Гравюрному кабинету Румянцевского музея, куда многие листы были переданы в дар из Эрмитажа по приказу императора Александра II. Впоследствии коллекция пополнялась благодаря приобретениям и поступлениям из частных коллекций. В 1924 году, с переводом Гравюрного кабинета Румянцевского музея в Музей изящных искусств, коллекция стала частью фонда французской гравюры Отдела графики. На выставке представлены одни из лучших гравюр Жака Калло, чье творчество являет собой ярчайшую страницу европейской истории искусства. Всего в экспозицию вошло 153 произведения.

Справки по телефону: (343) 371 06 26

03 декабря - 03 декабря

Воеводина, 5