Персональная выставка нижегородского художника Евгения Стрелкова «Икс-Гибриды»

Персональная выставка нижегородского художника Евгения Стрелкова «Икс-Гибриды» представляет весь спектр его работы в формате книги художника. Этот вид современного искусства предполагает свободное экспериментирование с возможностями и границами графических материалов и техник, а также самим процессам коммуникации с книгой как объектом.

Евгений Стрелков – физик по образованию и волжанин по месту проживания, чьи интересы относятся к области «нового краеведения» и «научного искусства». Его герои –  путешественники и натуралисты XVIII столетия, прожектёры и реформаторы, физики и генетики недалёкого прошлого. В ряду любимых персонажей художника числятся исследователи Волги и Урала Самуил Гмелин и Василий Татищев («Таблица Гмелина», «Орнитофония», «Мамонт-эффект»), нижегородский светописец Максим Дмитриев («Фотопортация», «сИренада»), космист и ракетчик Константин Циолковский («Пять сюжетов», «Каналы Марса»), философ и изобретатель Алексей Хомяков («Хомяков hommage»), поэт и пророк Велимир Хлебников («Дельта Вэ») и, наконец, физик, правозащитник, публицист и политик Андрей Дмитриевич Сахаров. Заинтересовавшие события или личности побуждают Стрелкова к созданию рукодельной, отпечатанной, как правило, в технике шелкографии авторской книги, которая часто включает медиа- составляющую: анимационный ролик, слайд-фильм или графический звук. На выставке «Иск-Гибриды» представлено несколько ранних проектов, а также работы последних десяти лет, связанные с художественной интерпретацией научного поиска. Этот мотив зарифмован с названиями разделов экспозиции: «Образцы», «Слепки», «Препараты», «Гибриды», «Пробы» и «Сплавы», напоминающими об исследовательской природе творческого метода Стрелкова.

Выставка посвящена феномену гибрида и вариациям его проявления в повседневной жизни, культуре и науке. В оптике Стрелкова это понятие приобретает множественную интерпретацию. Оно может быть представлено как знак, демонстрирующий синтез культур («Китайская грамота», «Эфемеры»), как следствие неразумного вмешательства человека в природу («Сирены: Каскад»), как практики современной нейрогенетики («Мушиный квартет», «Аудиобинокуляр») или как ожидание скорого возникновения новых видов живых организмов («CyberNeuruFauna»). Гибридность проявляется также в соединении разных печатных техник и авторских стилей, а кроме того – в самом исходном материале, так как научный поиск сам по себе является гибридом традиции и инновации. Такого рода «пятнистость» любого научного труда подчеркнута художником в парадоксальных сочетаниях архаичной и новаторской графики.

Евгений Стрелков.
Триада а.д.с.
2020

Неизвестная «Икс» становится толчком к размышлению о моральной оценке процессов гибридизации.  Подобно переменной величине в уравнении, ее смысл и значение открываются в результате решения задач, однако отнюдь не математических, а этических, с которыми сталкиваются как ученый, так и художник, а вслед за ними –зритель.

Название выставки также отсылает к первоначальному наименованию рентгеновского излучения («икс-лучи»), а сам прием «просвечивания» внутренних структур объектов при помощи электромагнитных волн поэтизирован в нескольких проектах Стрелкова, образующих важный экспозиционный сюжет, связанный с историей создания водородной бомбы. В ядерном центре, расположенном с конца 1940-х годов в Серафимо-Саровском монастыре под Нижним Новгородом, удивительным образом (с интервалом в полторы сотни лет) сошлись фигуры Серафима Саровского и Андрея Сахарова. Здесь в кельях в середине прошлого века под ведомством КБ-11 начались исследования секретного объекта, были реализованы эксперименты с атомной и, позднее, водородной бомбой. Вследствие многочисленных подземных (неядерных) тестовых взрывов стены монастырского Успенского собора дали трещины, здание вскоре было разобрано, а иконостас утерян.

Евгений Стрелков.
Икс-фактор.
2019

Описанные события, подкрепленные воспоминаниями Андрея Сахарова и архивными источниками, подтолкнули Евгения Стрелкова к замыслу проектов, объединяющих традицию иконописи XVIII века и историю применения рентгена в науке ХХ столетия. Результатом стали три схожих по технике (шелкографическая печать на прозрачной пленке) произведения: «Третья идея», «Преображение-Икс», «Р.Д.С. бездна». В основе каждого изображения лежит иконографический сюжет (Деисус, Преображение, Сошествие во ад), трактованный будто рентгеновский снимок, на котором мы видим суставы, ребра, тазовые кости, фаланги пальцев – словно «просвеченные» термоядерным взрывом тела и лики святых. Граница между сакральным и профанным (иконостас в церкви обозначает именно эту преграду) под влиянием «иск-фактора» истончается до полупрозрачности.

Евгений Стрелков.
Икс-фактор.
2019

В этом контексте «Икс» уже не просто предмет научного любопытства, не название невидимых лучей, а маркер неизбежного нравственного выбора каждого ученого. Сахаров (как и его сотрудники в саровской лаборатории и их коллеги по всему миру) создавал чудовищное оружие, при этом пытаясь предотвратить назревающую войну. Современный физик, сродни святому Серафиму, укротившему по легенде дикого медведя,  сдерживал им же сотворенного «зверя». Дальнейшая научная и общественная деятельность Сахарова открыла в нем непримиримого борца за запрещение ядерных испытаний. Гуманистические идеалы, к которым апеллировал ученый, остаются актуальными и по сей день.

Евгений Стрелков

Ирина Кудрявцева

Полина Платонова

 

Евгений Стрелков (1963) – художник, дизайнер, режиссер анимации, музейный проектировщик, поэт. Окончил радиофизический факультет Нижегородского госуниверситета (1985), занимался геофизикой. С 1990 года увлекся графическим дизайном, затем – книгой художника и медиа-артом. С 2007 года популяризирует науку в музеях и на выставках, интересуется волжским краеведением. Начиная с 2000-х годов создаёт художественные работы, обыгрывающие методику и практику научного исследования, а также форматы экспедиционных журналов, навигационных карт и лабораторных отчётов. Куратор ряда групповых выставок на темы истории медиа и краеведения: «Иллюзион», «Радиообзор», «Волгатроника», «Парапромыслы», «Географика», «Ниже Нижнего». Участник выставок и экспозиций «Метагеография», «Новая антропология», «Лоции». В прошлом – руководитель программы «Графический кабинет» в Нижегородском Арсенале. Ныне – сотрудник Университета Лобачевского, куратор экспозиционной площадки «Созерцатели Солнца». Живёт в Нижнем Новгороде. Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2014), финалист премии Сергея Курёхина (2016, 2019), неоднократный призёр Красноярской музейной биеннале и Красноярского фестиваля медиа и экранных искусcтв, участник Большого фестиваля мультфильмов, Суздальского фестиваля анимации, фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», фестивалей «Бессонница» и «Флаертиана», Уральской индустриальной биеннале.Кавалер Международной отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Работы для выставки «Икс-гибриды» выполнены Евгением Стрелковым при участии его коллег – программистов, музыкантов и художников: Алексея Циберева, Дмитрия Хазана, Игоря Колесова, Марка Булошникова, Ольги Шайдуллиной, Станислава Вдовина, Эдуарда Абубакирова, Вадима Филиппова, Михаила Погарского, Андрея Суздалева, Ольги Хан, Игоря Сорокина.

 

Партнер открытия выставки:

DJ Andrew Kras (Ekt)
Андрей Красносельских 

Официальный DJ футбольного клуба Урал 2020-21
Официальный DJ FIFA 2018 World Championship 
Официальный Dj AIBA 2019 World Boxing Championships

DJ Резидент Венского фестиваля.
Партнёр Интеллектуального клуба «Салон 100»
Частый гость на русских вечеринках  заграницей.

Эксперт UralMusicNight 2019

Основатель компании Светлая Музыка.


 

29 Января 2021 - 18 Апреля 2021

Воеводина, 5

250 руб. – полный билет.

100 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники).

Посещение музея возможно только в защитной маске, на входе измеряется температура и проводится дезинфекция рук.