Между вечностью и повседневностью: натюрморт и интерьер в отечественном искусстве XX века из собрания ЕМИИ

З. А. Малинина. Осень. 1985. Холст, масло. ЕМИИ

Натюрморт рассматривается как портрет вещей, предметов, цветов. Но не только. Натюрморт – это ещё и портрет эпохи, времени, общественных мировоззрений. Каждая деталь, каждый штрих в изображении говорят о том, что важно для него при постижении сути происходящего. И именно натюрморт, как это ни странно, при всей своей специфической фрагментарности способен создать целостную картину мира. 

История натюрморта берет своё начало в Помпеях – древнеримские художники в своих мозаиках и фресках вполне реалистично умели передавать тонкость стекла, блеск медной утвари, сладость инжира и фиников. Настоящий расцвет этого жанра приходится на конец XVI – XVII век, когда в Голландии после буржуазной революции многие живописцы, известные и не очень, начинают массово работать над малыми сюжетами: небольшого формата пейзажами, бытовыми зарисовками из жизни многочисленных таверн и кабачков, натюрмортами с выдуманными композициями из экзотических фруктов и цветов.

В России натюрморт хоть и не воспринимался большим, самостоятельным жанром, но в XVIII веке становятся популярными такие забавы и развлечения для гостей, как кабинетные натюрморты или живописные обманки. К примеру, обманки философа и поэта Г.Н. Теплова (1717 – 1779) – это целое явление эпохи барокко, симбиоз условности и натурализма, метафоричности и изменчивости бытия. В начале XXI века на эту тему по-прежнему продолжают размышлять художники – к примеру, от обманки А.П. Ердякова «Букет полевых цветов» (2009) невозможно отвести взгляд.   

На выставке можно проследить и связь с традициями жанра прошлых веков и разных национальных школ, и концептуальные рефлексии каждого из художников, и отражение своего времени в их работах. Здесь представлены ещё авангардные 1930-е годы, затаенные 1950-е – 1960-е, театрализованные и холодноватые 1970-е – 1980-е, по-новому взглянувшие на жанр 1990-е – 2000-е.  

При всем разнообразии графических и живописных работ на выставке их объединяет общий дух, одна идея – из отдельных предметов рождается не просто бытовая или декоративная картинка, художники выстраивают «мир искусственной реальности» – выдуманный мир простых вещей, художественно преломляя их бытовое назначение и придавая им эстетическое звучание.

На выставке экспонируется 6 графических и 32 живописные работы русских и советских художников ХХ века, отражающих ход истории отечественного искусства этого времени. В начале столетия получает дальнейшее развитие жанр интерьера, популярный ещё с предыдущего XIX века, где невероятно тонко отражен ускользающий образ уходящей эпохи. В акварели А.К. Шервашидзе «Веранда со столом и цветами» (1915) также пронзительно подмечена мягкость и задушевность атмосферы старых помещичьих усадеб. А сколько «удивительной прелести» и теплоты в работах Н.Ф. Витберг «Девочка рассматривает картинки» (Первая треть ХХ в.) и С.А. Виноградова «В столовой» (Первая четверть ХХ в.), или выполненном «в тончайших по колориту красочных гаммах» интерьере в «Портрете дочери» (1947) А.А. Осмеркина!

После революции и Гражданской войны именно искусство встает в авангарде всех культурных преобразований молодого государства, а художники стремятся приносить пользу и сформировать новое восприятие окружающего мира. Натюрморт того времени способен передать и революционный порыв (даже в такой, казалось бы, отвлеченной работе, как «Натюрморт с красной рыбой» И.И. Машкова, 1923), и стремление построить нынешний миропорядок (как в «Натюрморте» С.М. Штыкана, 1920-е).

Дальнейшее развитие жанров натюрморта и интерьера не отмечено некими откровениями, это, скорее, ретроспекция, обращение к наработкам прежних времен с элементами безусловной рефлексии, характерной для того или иного десятилетия конца ХХ века. Характерное в эпоху «оттепели» любование красотой мироздания мы видим в картине «Цветы на скамейке» П.П. Кончаловского (1954), а обращение к наследию фламандских мастеров –в работе «Чеснок и перец» И.С. Богдановой (1960). В натюрмортах «семидесятников» ощущается некоторая отстраненность («Натюрморт» В.И. Реутова, 1978), здесь многое напоминает театральную постановку («Натюрморт» Н.М. Коротовских, 1976), хотя зачастую с элементами иронии и позитивизма (А.А. Калашников, А.В. Золотухин). 

На рубеже веков художники снова, как столетием раньше, стремятся постичь глубину происходящего, обращая свой взгляд не только внутрь себя, но и пристально всматриваясь в окружающий мир – вновь происходит переосмысление вечных законов бытия (Г.С. Метелев, З.А. Малинина, И.Г. Сидоров, М.А. Мамедов).
 

07 Сентября 2018 - 07 Октября 2018

Воеводина, 5

Полный 250

Льготный 100

Студенты вузов очного отделения бесплатно

 

(343) 371-06-26