Гравюра свободных городов. Европейский офорт XVIII века из собрания ЕМИИ

Мало кто знает, что собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств насчитывает более двух сотен европейских гравюр конца XVI–XIX веков. В отличие от живописи и скульптуры, печатная графика не может постоянно находиться в экспозиции, поэтому большую часть времени хранится в фондах, скрытая от глаз посетителей. Между тем старинные европейские гравюры и литографии были в числе первых экспонатов Свердловской картинной галереи (первоначальное название ЕМИИ).

Нильсон, Иоганн Исайя (Nilson, Johann Esaias; 1721, Аугсбург – 1788, там же), гравер и издатель
Голод
Вторая половина XVIII века
По оригиналу Ридингера, Иоганна Элиаса (Ridinger, Johann Elias; 1698, Ульм – 1767, Аугсбург)
Офорт

Новая фондовая выставка проливает свет на историю формирования музейной коллекции европейской гравюры и позволяет познакомиться с небольшой частью произведений, составивших ее основу более 80 лет назад. Вниманию жителей и гостей Екатеринбурга предстанут долгое время не выставлявшиеся гравюры XVIII века двух европейских школ – аугсбургской и венецианской.

Несмотря на значительное расстояние, разделяющее южно-немецкий Аугсбург и «королеву Адриатики» Венецию, эти города имели немало общего в истории своего развития. Располагаясь на пересечении значимых торговых путей, они пережили свой расцвет в более ранний период — XVI–XVII веках, однако сумели сохранить роль важных художественных центров вплоть до конца XVIII столетия. Здесь по-прежнему бурлила жизнь, царила творческая атмосфера, живописцы, скульпторы и архитекторы создавали свои произведения. Не уступало свои позиции и искусство гравюры. Очередной подъем в обоих городах в это время переживает техника офорта, зародившаяся в Аугсбурге двумя веками ранее.

Неизвестный гравер
Ворона в павлиньих перьях. Иллюстрация к басне Эзопа. Последняя четверть XVIII века (?)
По рисунку Шультца Младшего, Даниэля (Schultz, Daniel; ок. 1615, Гданьск – 1683, там же)
Издатель — Гертель, Георг Леопольд (Hertel, Georg Leopold; работал в 1780-е)
Офорт

XVIII век – время господства стиля рококо, возникшего во Франции и охватившего другие европейские страны. Изысканная декоративность, витиеватость орнаментов, прихотливая игра форм проникали в разные виды искусства, в том числе и гравюру, где в технике офорта рождались легкие свободные линии. Характерная для рококо легкость нашла отражение в выборе тем и их трактовке. И хотя по-прежнему главным источником сюжетов служили тексты Священного Писания, персонажей Ветхого и Нового Завета нередко изображали в костюмах XVIII столетия, а местом действия разных сцен становилось лоно природы. Зачастую композиции заключались в асимметричные изящные орнаментальные рамы.

Листы аугсбургской и венецианской школ в собрании музея хранят в себе знаки принадлежности бывшим владельцам – в частности, это порядковые номера на обороте, отсылающие к коллекции первого музея Екатеринбурга.

Посещение Авраама Троицей. Из серии «Ветхозаветные сцены». 1739–1786
По живописному оригиналу Амигони, Якопо (Amigoni, Jacopo; 1675, Венеция – 1752, Мадрид)
Издатель – Вагнер, Йозеф (Джузеппе) (Wagner, Joseph (Giuseppe); 1706, Констанц – 1786, Венеция)
Офорт

Всего на выставке будет представлено 47 листов, выполненных в технике офорта. Они позволят познакомиться с творчеством нескольких поколений аугсбургских и венецианских граверов и издателей, получить представление о жанровом многообразии издаваемых в это время гравюр (библейские сцены, архитектурные фантазии, костюмные зарисовки, орнаменты), а также узнать предпочтения уральских коллекционеров начала ХХ века.

Выставка «Гравюра свободных городов» будет представлена с 5 апреля по 26 мая в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5. 

Куратор выставки - Ольга Пермякова, зав. сектором зарубежного искусства ЕМИИ

05 Апреля 2019 - 26 Мая 2019

Воеводина, 5

Полный 250

Льготный 100

 

(343) 371 06 26