«Чугунное кружево. Немецкое художественное литье XIX века»

Екатеринбургский музей изобразительных искусств при поддержке Министерства культуры Свердловской области открывает первую после карантина выставку «Чугунное кружево. Немецкое художественное литье XIX века».

Комплект шахмат «Фридрих II Великий и Наполеон I» (32 фигуры).
По модели неизвестного автора, вторая половина XIX века Королевский прусский завод в Берлине.
Отливка второй половины XIX века.
Чугун; литье, покраска.
Из коллекции М.А. Кондрусева

Выставка впервые познакомит уральскую публику с немецкими чугунолитейным производствами из собрания Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и частных коллекций. Ассортимент выпускаемой продукции немецких заводов был достаточно широк — различные утилитарные предметы, мебель, канделябры, вазы, плакетки, поздравительные открытки, но особое значение имело производство ювелирных украшений. В 1813–1815 годах, во время освободительной войны против Наполеона, под лозунгом «Золото отдам я за чугун» дамы меняли золотые украшения на железные и носили их в знак патриотизма. Черное кружево этих изделий поражает своей легкостью и искусной тонкостью проработки деталей.

Шкатулка для ювелирных изделий.
Королевский чугунолитейный завод в Берлине.
Отливка первой половины XIX века.
Чугун, сталь, латунь, шелк; литье.
Государственный Эрмитаж

Кроме того, на выставке будут представлены экспонаты из фондов Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Свердловского областного краеведческого музея им. О.О. Клера, которые позволят впервые оценить влияние немецкой культуры художественной обработки металла на уральские чугунолитейные предприятия. Заинтересованность государства, привлечение иностранных специалистов, многие из которых имели опыт работы на немецких и прусских литейных производствах, богатые природные месторождения — все это позволило уральской металлургической промышленности в начале XIX века в кратчайшие сроки подняться до уровня передовых стран Европы. Художественное чугунное литье освоили на Кушвинском и Верх-Исетском заводах, где с успехом применялся опыт немецких и английских литейщиков. Немецкие модели прочно вошли в ассортиментный ряд Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода, составив его “золотой фонд”, и получили широкое распространение в России благодаря активной выставочной деятельности и возможности заказа отливок по каталогам.

Пояс. Королевский чугунолитейный завод в Берлине.
Отливка 1830-х.
Чугун; литье, плетение.
Государственный Эрмитаж

Выставка «Чугунное кружево» призвана привлечь внимание широкого круга зрителей к европейской традиции художественного литья из чугуна, стать одной из составляющих формирования образа Урала, как мощного художественно-промышленного центра, вписанного в общемировой культурный контекст.

Новогодняя поздравительная открытка 1856 года (в оригинальном футляре).
По модели В. Вейгельта (Wilhelm Samuel Weigelt), 1855 (?).
Королевский прусский чугунолитейный завод в Зайне.
Чугун, картон, искусственная кожа, атлас; литье, покраска.
Из коллекции Ю.С. Полюшкина.

 Выставка одного экспоната «Чугунный канделябр»

Выставка одного экспоната — канделябра для центрального входа Каслинского чугунного павильона — уникальное событие для ценителей художественного литья из чугуна.

Всемирная художественно–промышленная выставка в Париже открылась 28 апреля (по новому стилю) 1900 года. Об успехе уральцев говорит высшая награда — Большая золотая медаль, присужденная Кыштымскому горному округу по разделу «Горное дело и металлургия» в 65 классе (приготовление металлических изделий).

Проект выставочной витрины был заказан молодому петербургскому зодчему Е.Е. Баумгартену. Архитектурное решение в созвучной духу времени эклектике дало ему возможность свободно сочетать в декоре скандинавские, древнерусские, византийские, романские и готические черты.  В результате автору удалось достичь эффектного образа павильона, представшего как фантастический дворец, а прихотливые орнаменты, скульптурные элементы, имитация разных фактур позволили при детальном рассмотрении раскрыть все декоративные качества уральского чугуна.

Важной составляющей эффектного образа павильона стали парные канделябры, украшающие центральный вход в павильон. Они, словно увертюра, представляли все основные темы главного произведения. Фантастические драконы канделябров, поддерживающие профитки для свечей, повторяют элементы верхнего яруса, а в декоративном решении столба и основания использованы мотивы растительных и геометрических орнаментов, объединяющих стилистически разные элементы чугунного павильона в единое целое.

Каслинский чугунный павильон являлся витриной для демонстрации и продажи художественной продукции и металлических изделий. В 1900 году в Париже был представлен практически весь ассортимент выпускаемой заводом продукции, и любой посетитель художественно-промышленной выставки мог приобрести понравившийся экземпляр. Пара канделябров, как и другое художественное литье из чугуна, была продана на выставке неизвестному лицу. Более ста лет о судьбе этих предметов было ничего не известно, они находились в частной коллекции и не выставлялись, а также нигде не публиковались. Впервые канделябры были представлены в 2004 году на декабрьском аукционе Sotheby's, а в 2013 году — на аукционе Tajan, посвященном русскому искусству. Они были приобретены московским коллекционером, исследователем и знатоком художественного литья из чугуна Игорем Злизиным. Так иисключительные образцы декоративно-прикладного искусства и уральской художественной промышленности были возвращены в Россию.

Теперь эти уникальные экспонаты — парные канделябры снова ненадолго войдут в ансамбль выставочной витрины Кыштымского горного округа и будут представлены вместе, как и 120 лет назад на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже. 

                                                                                                                 

23 Октября 2020 - 17 Января 2021

Воеводина, 5