Продолжение цикла лекций «Неофициальное искусство СССР»

В советское время параллельно с официальной и поддерживаемой государством художественной сценой существовала и другая – андеграундная. Ее представляли художники-нонконформисты, не принимавшие «готовые формы» соцреализма и занимавшиеся поисками новых сюжетов и художественных приемов. Им приходилось работать в подполье, не имея возможности представлять свои работы широкой публике и находясь в напряженных отношениях с советской властью. Тем не менее, их творчество повлияло на многих авторов последующих поколений и после перестройки неофициальные художники были включены в историю российского искусства.

Цикл из пяти лекций посвящен новым художественным направлениям, возникшим в послевоенный период в среде московского неофициального искусства (таким, как кинетическое искусство, концептуализм, соц-арт, метафизическая живопись), и различным творческим объединениям (лианозовская школа, группа Сретенского бульвара, группа «Инспекция „Медицинская герменевтика“»).

Лектор: Евгений Кутергин, младший научный сотрудник сектора новейших течений, отдел современного искусства

 

Анатолий Зверев и экспрессионизм

14 сентября (суббота), 16:00

С конца 1950-х годов в среде московского андеграунда в качестве альтернативы официальной эстетике соцреализма стало развиваться направление экспрессионизма. Отдельные неофициальные художники делали упор на интуитивный подход, раскрепощенную манеру письма и субъективное мироощущение.

На лекции речь пойдет об особенностях «советского экспрессионизма» и о творчестве Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Владимира Слепяна и других.

Персональные стили художников-шестидесятников

28 сентября (суббота), 16:00

В 1960-е годы художники-нонконформисты отошли от соцреалистического канона и начали разрабатывать персональные художественные стратегии, близкие опытам европейского модернизма.

Владимир Янкилевский соединял живопись со скульптурой и ассамбляжем, использовал приемы сюрреализма и абстракции. Юрий Злотников и Элий Белютин создали свои символические системы, которые воплощали в живописи. Особняком стоял художник-одиночка Борис Свешников, который известен своей пронзительной лагерной графикой.

Вадим Сидур и Эрнст Неизвестный

12 октября (суббота), 16:00

Опыт участия в Великой отечественной войне сильно повлиял на творчество скульпторов Вадима Сидура и Эрнста Неизвестного. Пережитые травмы получили отражение в экспрессивных пластических формах. Их работы были посвящены общечеловеческим темам: войне и страданию, любви и религии, понятию человечности.

На лекции рассказ пойдет о творческом пути двух скульпторов, отходе от канонов соцреализма и их полемике с советской властью.

Павел Пепперштейн и вторая волна концептуализма

26 октября (суббота), 16:00

В 1980-е годы появилось второе поколение художников-концептуалистов, развивавших идеи своих предшественников и интересовавшихся вопросами о природе и границах искусства. Их практики характеризуются последовательным переходом от создания картин и объектов в сторону чистого художественного жеста: акций и перформансов.

На лекции речь пойдет о художественной деятельности арт-групп «Инспекция „Медицинская герменевтика“», «Гнездо», «СЗ», «Мухомор» и «Тотарт».

 

Лекции будут проходить в Музее наивного искусства (ул. Розы Люксембург, 18). Справки по тел.: 301-15-31

Вернуться к списку новостей