Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Государственная Третьяковская галерея получили в дар часть уникального собрания

 

Рэна Михайловна Лотарёва (1932–2018),  профессор Уральской архитектурно-художественной академии, внучатая племянница  известного ленинградского собирателя середины XX века Казимиры Константиновы Басевич (1898–1973) передала в Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Государственную Третьяковскую галерею часть уникальной коллекции своей прославленной родственницы.

Коровин
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939)
На даче. Охотино
1914
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

Третьяковской галерее были дарованы 17 работ русских художников, включая такие как: К. А. Коровин «На даче. Охотино» (1914), С. Ю. Жуковский «Начало зимы» (1900-е–1910-е), С. В. Бакалович «Перед домашним алтарем» (1900-е), З. Е. Серебрякова «Портрет балерины Лидии Ивановой» (1922)  и целый ряд других предметов, завещанных К.К. Басевич еще до ее смерти в 1973 году.

Жуковский
Станислав Юлианович Жуковский (1873–1944)
Начало зимы
1900-е–1910-е
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

В Екатеринбургский музей изобразительных искусств Рэна Михайловна передала остальную часть коллекции — 38 произведений живописи и графики, среди которых значатся работы К. С. Петрова-Водкина, Б. М. Кустодиева,  З. Е. Серебряковой и других. Помимо этого в собрание музея поступило несколько скульптур и более 200 предметов декоративно-прикладного искусства.

Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
Провинция
1910
Картон, темпера
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Как это ни удивительно, наследие К.К. Басевич было бережно сохранено в неприкосновенности в простой советской квартире в Свердловске. О культурных сокровищах, спрятанных за дверью одной из комнат, неизвестно было ровным счетом ничего даже ее соседке, по иронии судьбы,  - в свое время директору музея изобразительных искусств Н.Е. Ганебной.

Жемчужиной этого дара является подписная акварель К.С. Петрова-Водкина «Троица», выполненная в 1915 году в качестве окончательного эскиза для витража Троицкого собора в Сумах. Работа была приобретена К.К. Басевич у дочери художника, никогда не публиковалась и практически неизвестна искусствоведам.

Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)
Троица (Эскиз для витража в Троицком соборе города Сумы. 1915)
1916
Бумага, акварель
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

К. К. Басевич начала комплектовать свою коллекцию с 1945 года. Основу ее собрания составляли работы русских мастеров рубежа XIX–XX веков: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Коровина, Н. К. Рериха, М. В. Добужинского, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой, М. В. Якунчиковой, В. Э. Борисова-Мусатова, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского и других. Но самой большой удачей было знакомство собирательницы с вдовой К. С. Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, которая познакомила ее с Павлом Кузнецовым, Еленой Бебутовой, Мартиросом Сарьяном. Приобретенные произведения именно этих художников составили славу коллекции.

История дарения произведений из коллекции Казимиры Константиновны берет начало в 1961 году, когда она завещала Третьяковской галерее 10 лучших работ, в том числе шедевр Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Согласно воле коллекционера, в 1973 году ее племянница и наследница, жительница Свердловска Галина Иннокентьевна Лотарёва передала Третьяковке ещё семь из завещанных произведений. Закончила исполнение воли коллекционера – Рэна Михайловна.

В своей рукописной книге Рэна Михайловна Лотарёва, все последние годы жизни посвятившая памяти своей знаменитой бабушки, писала: «Собрать эту коллекцию — это огромный интеллектуальный труд. Казимира Константиновна всецело жила в нем — как поэт в стихах и поэмах, писатель в своих романах и произведениях, музыкант в мелодиях голосов и инструментов. Коллекция картин — это был ее способ ощущения жизни».

 
Вернуться к списку новостей