About

The  Ekaterinburg Museum of Fine Arts is the largest art museum in the Urals. The Museum was founded in 1936, but its collection dates back to the last quarter of the 19th century and is connected with the activity of Ural Natural History Society. Ural Natural History Society immensely helped to enlarge the collection of Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore. Its art department was later transformed into Sverdlovsk Art Gallery (Ekaterinburg Museum of Fine Arts since 1988). At different times the museum collection has been supplemented with the gifts of The State Hermitage Museum, The State Tretyakov Gallery, The Pushkin State Museum of Fine Arts, and arrivals from the State Museum Fund, Moscow purchasing commissions, art collectors, and artists themselves.

During World War II treasures of the State Hermitage Museum evacuated from Saint Petersburg reposed in one of the buildings of the Museum (Vainer street, 11). The Hermitage staff members greatly influenced the process of the Museum collection formation, its scholarly research, and cultural life.

The Museum research activity flourished after Boris Vasilievich Pavlovsky’s appointment. The Kasli Iron Pavilion was restored and reopened in 1958 due to his involvement. During 1960s-80s a number of landmark projects were launched by the museum staff including one of the first in Russia “Portraits of Unrevealed” exhibition.

By the mid-80s museum holdings had expanded so much that a demand for more room to store and display works of art arose. For this reason a part of the collection was transferred to the renovated building of the former hospital which had belonged to Ekaterinburg ironworks (Voevodin street, 5). The Kasli Iron Pavilion was disassembled, transported to the new place, and restored again.

In 1988 Sverdlovsk Art Gallery was granted the status of ‘the museum of fine arts’. Newly formed departments of Russian Painting, Decorative and Applied Arts, Russian Art of the 20th century began to pick up their collections. It was the time of the most vigorous scholarly and publishing activity. The Museum developed a reputation and established contacts with Russian and foreign scholarly and museum venues.

In 2005 the Virtual Branch of the Russian Museum was opened in the Museum. The Virtual Branch is an information and education centre created on the basis of scholarly, educational, and methodological elaborations by leading specialists of the Russian Museum.

In 2008 the Regional Centre of Museum Pedagogics and Youth’s Creative Development was set up in cooperation with the Russian Centre of Museum Pedagogics and Children’s Creativity (the subdivision of the Russian Museum). Ones of the Centre’s priorities are formation of the interconnection between the Museum and schools and realization of cooperative projects and programmes.

The largest Ural art project – International Mezzotint Festival – has taken place at the Museum since 2011. Artists from more than 40 countries come to Ekaterinburg every two years.

In September 2014 Mikhail Piotrovsky, the Director of the Hermitage Museum, Yevgeny Kuivashev, the Governor of the Sverdlovsk Region, and Alexander Yakob, the Head of the Ekaterinburg Administration, signed an agreement on founding of the cultural and educational centre ‘Hermitage-Ural’.

In 2015 a famous collector and the Mayor of the city Yevgeny Roizman donated his naïve art collection to the Museum. It acted as a catalyst for formation of new Naïve Art Department. The new building (Rosa Luxemburg street, 18) is due to be presented at the end of 2017.

Nowadays Ekaterinburg Museum of Fine Arts is a large-scale cultural and collecting centre. It is also a place of exhibitions, research, and education.

Музей

Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Датой его основания считается 1936 год, хотя история коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). УОЛЕ сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была образована Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В последующие годы музейное собрание пополнялось передачами произведений из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.

В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи (на ул. Вайнера, 11) хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние на формирование свердловской коллекции, научную деятельность галереи и культурную жизнь города (в 2016 году крупным выставочным проектом «В память о прошлом на будущее» был представлен послевоенный дар Государственного Эрмитажа Свердловской картинной галерее, состоящий из более чем двухсот предметов).

Научно-исследовательская деятельность картинной галереи активизировалась с приходом в нее Бориса Васильевича Павловского. В 1958 году при его участии был восстановлен и открыт Каслинский чугунный павильон. В 1960-1980-х годах сотрудниками галереи был организован ряд знаковых проектов, среди которых одна из первых в стране выставка «Портреты неизвестных».

К середине 1980-х годов с ростом музейного собрания возникла необходимость увеличения фондовых и экспозиционных площадей, которые смогли бы удовлетворять потребности хранения и экспонирования коллекций. В связи с этим в 1986 году часть экспозиции была перенесена во вновь реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода (ул. Воеводина, 5). Каслинский чугунный павильон был демонтирован, перенесен в новое помещение и отреставрирован.

В 1988 году Свердловская картинная галерея получила статус музея изобразительных искусств. Вновь организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию собрания. Это был период наиболее активной научной и издательской деятельности музея, который приобрел широкую известность и контакты с научными и музейными центрами России и зарубежных стран.

В 2005 году в музее был открыт Виртуальный филиал Русского музея – информационно-образовательный центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея.

В 2008 году при музее изобразительных искусств совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея был создан Региональный Центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества. Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является развитие взаимосвязи музея с системой школьного образования и реализация совместных музейно-педагогических проектов и программ.

С 2011 года музеем реализуется крупнейший на Урале художественный проект – Международный фестиваль меццо-тинто, объединяющий художников из более чем сорока стран, работающих в этой сложной технике графики.

В сентябре 2014 года директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписали соглашение о создании культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал»

В 2015 году известный собиратель, Глава города Екатеринбурга Евгений Ройзман передал в дар музею свою коллекцию наивного искусства, инициировав тем самым организацию нового подразделения – «Музей наивного искусства». Открытие нового здания музея по адресу ул. Розы Люксембург, 18 запланировано на конец 2017 года.

Сегодня Екатеринбургский музей изобразительных искусств – крупный культурный центр, ведущий активную выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность.