История формирования

История комплектования коллекций Екатеринбургского музея изобразительных искусств (до 1988 года – Свердловская картинная галерея) восходит к последней трети XIX столетия и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). На базе естественнонаучного собрания музея УОЛЕ в Екатеринбурге был создан Областной краеведческий музей, а художественная коллекция Общества легла в основу Свердловской картинной галереи. Помимо основной своей деятельности, связанной с изучением природы, истории, этнографии и археологии родного края, УОЛЕ осуществляло широкую культурно-просветительскую работу. В 1887 году оно стало инициатором проведения в Екатеринбурге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, отличавшейся большим размахом. Одновременно с ней при содействии уроженца Урала профессора В.П.Верещагина в Екатеринбурге была организована демонстрация передвижной выставки Императорской Академии художеств. Это событие имело большой резонанс. В процессе проведения выставки возникла идея создания в городе художественного музея. Академия художеств поддержала это предложение и оставила в музее УОЛЕ 14 живописных полотен и 9 акварелей известных русских мастеров. Центральное место среди них занимало удостоенное в 1884 году золотой медали Академии полотно ее выпускника Станислава Растворовского «Послы Ермака бьют челом Ивану Грозному, принося покоренное царство Сибирское». В числе переданных Екатеринбургу были также работы Б. Вилевальде, А. Боголюбова, Л. Лагорио, П. Ковальского и других академистов. Кроме того, после закрытия Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в музей УОЛЕ поступило полтора десятка чугунных отливок Каслинского завода. Они положили начало уникальной коллекции чугунного художественного литья, составляющей сегодня центральную часть экспозиции музея.

 

В 1901 году при музее Уральского общества любителей естествознания был создан художественный отдел. Это событие ознаменовалось большой выставкой, включавшей, кроме произведений академистов, работы уральских живописцев А. Клепинина, А. Шереметевского, С. Яковлева, Л. Жукова, Н. Колмогорова. На выставке экспонировались также произведения, приобретенные Обществом для музея или принесенные ему в дар. Среди них – «Портрет генерала Глинки, главного начальника горных заводов хребта Уральского» кисти А. Корзухина, подаренный музею действительным членом Общества В. Г. Ярутиным. В 1909 году Академия художеств вновь пополнила фонды музея, прислав работы И. Шишкина, М. Игнатьева, Н. Каразина.

 

Существенный вклад в комплектование общедоступного городского художественного собрания внесло Екатеринбургское общество любителей изящных искусств. Среди его членов были известные в Екатеринбурге деятели культуры: выпускник Академии художеств Н. Плюснин, живописец Г. Казанцев, литограф В. Вурм, фотограф В. Метенков. В 1912 году Общество провело большую выставку произведений московских, петербургских и уральских художников. На ней демонстрировались работы А. Архипова, А. Аладжалова, А. Васнецова, С. Малютина, Н. Клодта, К. Коровина, Л. Пастернака, П. Петровичева, К. Юона, Л. Туржанского, А.Бенуа, А. Маковского, В. Маттэ - всего около 200 экспонатов. Как писала газета «Голос Урала», выставка не только явилась «большим праздником», но и позволила «извлечь из хранилищ местных собирателей картин несколько ценных произведений». Выставка стала важным этапом в пополнении городского художественного собрания. В Екатеринбургском музее находятся экспонировавшиеся на ней полотна С. Малютина, Л. Пастернака, Л. Туржанского, М. Аладжалова, К. Юона и других крупных российских мастеров.

 

Активный рост городской художественной коллекции пришелся на 1919-й-1920-е годы. Этому способствовала деятельность специальной комиссии при уездом отделе народного образования, в состав которой входили скульптор С. Эрьзя, художники Л. Туржанский и И. Слюсарев, президент УОЛЕ О. Клер. Задачей комиссии являлся отбор на вещевых складах конфискованных у прежних владельцев произведений, достойных войти в музейное собрание. Благодаря деятельности комиссии удалось сохранить огромное количество художественных ценностей. Так в музей попали картины «Павел и Варнава в Листре» голландского художника XVII века, принадлежащего кругу великого Рембрандта; «Самсон и Данила» итальянца Себастьяна Риччи, работавшего в Венеции на рубеже XVI-XVII веков; «Кающаяся Мария Магдалина» неизвестного итальянского художника XVII века; работы нидерландского мастера конца XVI века Руэланта Саверея, сиенских живописцев начала XVII века Рутилио Манетти и Франческо Рустичи, чьи полотна отсутствуют в других российских музейных собраниях.

 

Пополнению художественных коллекций содействовала также выставка «Все течения живописи», привезенная в город по инициативе Наркомпроса. Открытая в помещении Свободных художественных мастерских 8 мая 1920 года, она представляла работы К. Малевича, В. Кандинского, Н. Гончаровой, М. Ларионова и других крупных мастеров отечественного авангарда. Проведение выставки было связано с высказанной В. Кандинским идеей создания сети музеев живописной культуры не только в столицах, но и в провинции.

 

В те же годы существенно обогатилось собрание чугунного художественного литья. В 1922 году с Каслинского завода поступила коллекция, в которую входили детали Каслинского чугунного павильона, изготовленного для Всемирной промышленной выставки в Париже (1900 г.). Через год музей получил коллекцию произведений из Кусы - второго крупного центра художественного литья на Урале, а в 1926 году тресты «Гормет» и «Уралмедь» передали ему более двух тысяч каслинских изделий, многочисленные медные и бронзовые модели. В 1931 году трест «Востокосталь» пополнил фонды музея еще 466 предметами каслинского литья.

 

В 1925 году образованный на основе музея УОЛЕ Государственный областной музей выступил с ходатайством о получении для пополнения собрания произведений из Национального музейного фонда. Такие поступления происходили в течение второй половины 1920-х годов. Быстрое увеличение фондов художественного отдела Гособлмузея позволило создать в апреле 1936 года Свердловскую картинную галерею. На момент организации она располагала фондом, состоящим из 1200 экспонатов.

 

С образованием Свердловской картинной галереи активизировалась деятельность, направленная на пополнение ее коллекций. Художественные произведения приобретались у коллекционеров, поступали из Государственного музейного фонда и закупочных комиссий Москвы и Ленинграда. В 1930-1940-е годы музей пополнился замечательным «Натюрмортом с красной рыбой» И. Машкова, «Пейзажем» Н. Крымова, написанной на дереве композицией «Больная» К. Петрова-Водкина, «Маскарадом» С. Судейкина, монументальным керамическим панно «Праздник» И. Фрих-Хара. Молодая картинная галерея нередко получала произведения в дар. В 1938 году наследники художника А. Рылова подарили галерее несколько картин и этюдов мастера. В 1952 году А.В. Петропавловская преподнесла музею "Женский портрет" немецкой художницы XVIII века Анны Розины де Гаск.

 

Важную роль в формировании коллекции советского искусства сыграли региональные выставки, проходившие в Свердловске - «Урало-Кузбасс в живописи»(1935) и «Урал - кузница оружия» (1944).

 

В годы Великой Отечественной войны Свердловская картинная галерея стала филиалом Государственного Эрмитажа. В ее здании хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища одного из крупнейших музеев мира. В те тяжелые годы не прекращалось комплектование фондов галереи и ее библиотеки. В 1943-1944-х годах были приобретены живописные работы Н. Подключникова, Б. Кустодиева, И. Браза, И. Шишкина и других известных русских художников XIX - начала XX веков. В 1947 году из Эрмитажа в Свердловскую картинную галерею было передано 27 живописных работ, 5 скульптур и 84 произведения декоративно-прикладного искусства, включая мебель, бронзу и фарфор. Так в собрание Екатеринбургского музея попали уникальные произведения, такие как «Воскресший Христос» венецианца Марко Базаити; «Поклонение Младенцу» итальянского художника, принадлежащего кругу Майнарди и принесенное в 1881 году в дар Румянцевскому музею С.И. Погодиной; «Мадонна с младенцем», приписываемая кисти флорентьинского мастера второй половины XIV века Якопо ди Чионе; «Женский портрет» голландского художника середины XVII века Хендрика ван дер Влита, «Каин и Авель» неаполитанского мастера второй половины XVII века Луки Джордано.

 

В 1960-1970-е годы музей пополнялся поступлениями из Министерства культуры, а также путем приобретения произведений у коллекционеров и частных владельцев. В 1959 году из Свердловского областного краеведческого музея по инициативе профессора Б. В. Павловского поступила крупная коллекция уральских икон и медного литья. В 1960 году - по завещанию К.Т. Бабыкина галерея получила произведения западноевропейской живописи и фарфора, а в 1966-ом у К.Н. Клопотова была приобретена коллекция рисунков и гравюр западноевропейских мастеров XVI-XIX веков. В состав музейного собрания вошли произведения Д. Романо, А. Пальма, А. Карраччи, П. да Кортона, А. Блумарта, Рембрандта ван Рейна, Ж.Л. Давида и других прославленных мастеров.

 

Большую помощь в формировании коллекции уральских мастеров оказало Областное управление культуры и Свердловский Городской отдел по делам искусств. На их средства проводились плановые закупки или осуществляемые по заявкам музея из мастерских художников и с проходивших выставок.

 

Значительный рост собрания связан с преобразованием в 1988 году Свердловской картинной галереи в Музей изобразительных искусств. Вновь организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию коллекций. В 1984 году фонды музея пополнились собранием русского фарфора, завещанным Н.Г. Кролль, а в 1986 году - представительной коллекцией камнерезного и косторезного искусства, оставленной музею Ф.И.Чудновским. Тогда же было приобретено собрание произведений С. Малютина, принадлежавшее свердловскому собирателю В.И. Абрамову. Центральное место в ней занимало крупноформатное полотно «С поводырем» (1929), украшающее ныне экспозицию русского искусства. Во второй половине 1980-х годов у потомков А. Корзухина были куплены 12 этюдов и портретов художника. В начале 1990-х годов в фонды музея поступила коллекция гравюр западноевропейских мастеров XVI-XVII веков, которая включала произведения прославленных французских граверов XVII века Р. Нантейля, П. Древе, Г. Эделинка. Одним из крупных приобретений последнего времени является мраморный «Женский портрет» неизвестного русского скульптора круга В. Беклемишева.

 

За первые три года существования отдела декоративно-прикладного искусства Урала коллекция художественного литья увеличилась на 98 произведений. Активный подход к комплектованию позволил музею в течение нескольких лет удвоить коллекцию уральского литья.

 

В это же время началось формирование коллекций нижнетагильского расписного подноса, златоустовской гравюры на стали, уральской бересты и керамической игрушки, которые регулярно и целенаправленно пополняются авторскими работами ведущих мастеров. С середины 1980-х годов ведется комплектование коллекции уральского камнерезного и гранильного искусства XIX-XX веков. Была сформирована коллекция тобольской резной кости, которая включает около двухсот работ наиболее заметных мастеров этого традиционного промысла.

 

Одновременно велась работа по комплектованию собрания отечественного искусства XX-XXI веков. В расширении данной коллекции значительную роль играла и играет безвозмездная передача (дар) художественных произведений организациями или частными лицами. Большая часть работ была подарена музею самими авторами. Так, например, собрание отечественного искусства было пополнено живописными полотнами М. Брусиловского, Г. Метелева, А. Алексеева-Свинкина, В.Чурсина, В. Степанова, В. Кравцева, М. Сажаева, А. Азерной, С. Лаушкина, графическими сериями В. Воловича, Е. Гилевой Г. Райшева, В. Наседкина, Т. Баданиной, Д. и С. Брюхановых и многих других замечательных уральских художников. Некоторые работы подарены музею родственниками, к которым они перешли по наследству, как, например, произведения Народного художника России Е. Гудина, Народного художника РСФСР Н. Ситникова, Заслуженного художника РСФСР А. Бурака. Наряду с приобретением произведений живописи, графики и скульптуры современных уральских художников, фонды пополнялись работами мастеров Москвы и Петербурга. Контакты с прибалтийскими коллегами позволили сформировать коллекцию живописи и графики латвийских художников. Появление значительной финансовой поддержки позволило обратить внимание не только на творчество современников, но и на признанных мастеров начала XX века. В 1992 году на московском аукционе «Альфа-Арт» были приобретены две графические работы Василия Чекрыгина и одна - ученицы Павла Филонова Алефтины Мордвиновой, тем самым была пополнена уникальная музейная коллекция русского художественного авангарда. Немаловажными для Екатеринбургского музея стали передачи из Государственного Русского музея. В 1992 году из его дуплетного фонда поступило 20 литографий известного петербургского графика Б.Н. Ермолаева и 7 живописных полотен А.Г. Эндера, а в 1997-м наше музейное собрание отечественного искусства XX-XXI веков пополнилось 10 работами Е.Е. Моисеенко, которые ранее находились в коллекции В.А. Рыбалко.

 

Сегодня художественные коллекции музея продолжают формироваться, они изучаются, обрабатываются, и по мере возможности, пополняются. Так, например, совсем недавно из Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО были переданы произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства отечественных мастеров XX века. В 2010 году музей изобразительных искусств получил в дар от частного коллекционера И.Ю. Ефимова уникальное собрание авторского ювелирного искусства, которое включает в себя работы художников-ювелиров московской, петербургской и екатеринбургской школ 1970-1990-х годов.