Отзывы о нас на Флампе
Русское искусство рубежа XIX-XX вв

Русское искусство рубежа XIX-XX вв

Общая картина русского изобразительного искусства конца XIX – начала XX века была необыкновенно разноплановой, противоречивой и даже пестрой. Она являла собой невиданную ранее, удивительную по яркости и оригинальности «мозаику», сочетавшую в себе различные направления и тенденции - реализм и символизм, академизм и модерн, импрессионизм и авангард. Перекресток веков был «отмечен краткими и счастливыми мгновениями, когда уже встретились и еще не распрощались передвижническая эпоха и новое время, правдоискательство и искание красоты, этика и эстетика, когда соприкоснулись и улыбнулись друг другу суровые реалисты и задумчивые мечтатели».

 

Соотношение элементов нового и старого на рубеже двух столетий носило порой очень сложный характер, находящий отражение в «многоликости» художников, расширивших рамки передвижнического реализма. Исаак Левитан продолжил традиции лирического пейзажа («Сельский вид» 1899; «Альпы. Снега» 1895−1897), но, как писал о нем Александр Бенуа: «Такие слова, как реализм, даже как-то оскорбляют, настолько далек этот непосредственный живой поэт от всякой предвзятой теории, от зачисления в полк», Валентин Серов, необычайно чутко откликавшийся на все эстетические веяния времени, вывел искусство портрета на небывалый ранее уровень («Портрет П.П. Кончаловского» 1891), Константин Коровин «привил» на русскую почву импрессионизм («Гурзуф» 1915 «Ночной этюд» 1911).

 

Ощущением «канунов» и «рубежей» отмечено отечественное искусство конца XIX – начала XX века. «Куда мы летим? Над чем повисли? Что с нами будет?..» – вопрошал символист А. Белый. Ему вторил другой его современник – критик «Золотого руна» А. Топорков: «Ощущается почти как навязчивая идея приближение некоего переворота. Ощущение тревоги, безысходности, неуверенности. Может быть, завтра все будет другим: другая действительность, другие люди и другое солнце».

 

Обновление русского искусства в это время было во многом связано с деятельностью первого художественного объединения, выступавшего с новых эстетических позиций – «Мира искусства». Вошедшие в него мастера часто в поисках гармонии обращаются к творчеству далеких культурных эпох (А.Н. Бенуа «Грот Аполлона» 1910-е).

 

Участников «Голубой розы» особенно привлекала задача выражения эстетическими средствами пограничных состояний человеческой души, воплощенных в неясных и зыбких видениях – то ли пригрезившихся во сне, то ли происходящих наяву (С.Ю. Судейкин «Маскарад» 1910-е).

 

В начале XX века создаются новые сообщества мастеров искусства, способных выработать жизнестойкие творческие программы, как, например, «Союз русских художников», объединивший в 1903 году бывших передвижников и «мирискусников». Ядро этого общества, состоящее из московских живописцев, соединивших реалистические традиции с приемами импрессионизма и принципами пленэрной живописи, сумело создать свой особый, хорошо узнаваемый живописно-пластический язык (С.В. Малютин «Портрет сына» 1912; С.А. Виноградов «На даче. Терасса» 1910-е; Л.О. Пастернак «Семейный портрет» 1914; А.П. Рябушкин «Дети» 1903).

 

Начавшийся в конце XIX столетия «кризис сознания» привел и к кризису в изобразительном искусстве. Творческий метод, идущий от классической художественной традиции, уже не удовлетворял в современных условиях необходимости адекватного отражения жизни, и русские художники начинают поиски нового художественного языка, способного выразить их изменившееся миропонимание.

 

Russian Art of the Late 19th – Early 20th Centuries

The general situation in Russia’s fine art of the late 19th – early 20th centuries was rather diversified, contradictory and even motley. It was a never-before-seen wonderfully bright and original mosaic combining different styles and trends –Realism and Symbolism, Academism and Art Nouveau (Modern), Imrн- origeg-link-innerwrappeaSн «Маскарад» 1910-е).tig cape (“Raof a>ви9; “sk Alps. Snow”ви5-м . AlexP.P.Konnhalovsk ”sин. Kon" ct“Gurzuf”s

, “NffereEtude”вify;"> 

Ощущением «канунов»sk нфearly 20th centuries was rather diversified, contradictory andmarked witex<, Acadmism,tones. A sModern)t A.Belioresked:y“W just ti we flyali? Whatt ti we hay.coisab000? Whattis awvimcoisus?”sHis gif" /pluafo, "ge.ge A.Toplukovyechoed him:y“sk u/i"&aic ofua re>Сte 19Ощущением «канунов»;">Ощущением «канунов»Removate 1a 20A 20th Carlyameihattdry andgifsiombaber le=ated witex“Aptentsup> Gr;} ”sby A.Benois,Сеs). 1vbnerlis“Mastypeade”,Сеs).>Ощущением «канунов»;">Ощущением «канунов»Ameih b пnealis 20tk diversified, contradicy anwp rlyan ociate 1s 20ra cap

En spe(tigu her 20paрalinадplраet(S.V.MalyutSo sup> /lug'vim”вif2; S.A.VinImradovy“IaisummeypC;} he.”sеs; L.O.Pasеnaku“A Famis “sk Childlen”sfy;"> 

Начавшийся в конце XIsk so-c -->"y“"gesisr 20gifscth centuries wtradicy адhud ->"yigha "gesisrars Art gef aад ttn)tge deverнтvfai->"yighadeqlattng vta>И life iwondpeaS0giferнт.tigu hercap

 

Начавшийся в конце XIery PRO" Plugin (v2.0.5) starts here -->

Начавшийся в конце XIle="Ruse="Russian Art of the s "Sile="Ruseа able cpaneoppen"> < &nb