Отзывы о нас на Флампе
Икона XVIII - начала XX века

Икона XVIII-начала XX в

Основу коллекции иконописи Екатеринбургского музея изобразительных искусств составляют произведения мастеров московской школы и русской провинции, в том числе Урала.


Икон XVII в. немного, но в собрание входит ряд первоклассных памятников московской школы: «Древо Иессеево», «Параскева Пятница» и другие. Особо выделяется огромная соборная икона начала XVII в. «Страшный суд», которая отличается сложной многофигурной композицией, праздничностью цветовой гаммы и обилием золочения. Раздел северных писем представлен одной, но очень интересной иконой XVII в. – «Рождество Христово».


Наибольшую часть иконописной коллекции составляют иконы местного уральского письма, так называемые невьянские, написанные в старообрядческих центрах Урала (в Невьянске и других городах), славившихся талантливыми иконописцами, мастерами декоративно-прикладного искусства, такими как представители семей Богатыревых, Малыгановых, Романовых, Чернобровиных. Особенно богато художественное наследие династии иконописцев Богатыревых, начало активной деятельности которых относится к концу XVIII в. Их иконы отличаются высоким профессионализмом и изысканной утонченностью, в них отразились отработанные десятилетиями живописные и технические приемы письма невьянских икон: барочные традиции, обилие золота, черневой росписи, полихромный лаковый орнамент. Не менее интересны работы и других уральских мастеров. Самобытной манерой исполнения отмечена икона «Воскресение – Сошествие во ад». Она, как свидетельствует надпись в ее правом нижнем углу, была написана четырнадцатилетним учеником Т.В. Филатовым, работавшим во второй половине XIX в. на Уткинском заводе Красноуфимского уезда, где существовал иконописный промысел. Специального внимания заслуживает икона «Вседержитель» в золоченом серебряном окладе, написанная крестьянином Григорием Журавлевым, от рождения лишенным рук. Видное место в собрании музея занимает большой киот из красного дерева с иконой «Богоматерь Владимирская», созданный в Екатеринбургской иконописной мастерской П.О. Кожевникова. Среди произведений декоративно-прикладного искусства выделяется икона «Стефан Пермский», выполненная в мастерских Г.К. Харитонова.


Безусловно, достойны упоминания и другие экспонаты иконописной коллекции музея. Однако сказанного уже достаточно, чтобы судить о характере и художественных достоинствах собрания, оценить его культурно-историческую ценность.


В коллекции музея также находятся образцы русского культового медного литья. В основном они относятся к старообрядческим памятникам, выполненным в XVII–XIX вв., некоторые экспонаты можно отнести к XVII–XVIII вв. Коллекция включает в себя как подлинные шедевры русского прикладного искусства, так и ремесленные отливки, изготовленные для массового сбыта на широком российском рынке.

 

 
Яндекс.Метрика
     EcQV9qWE4sI