Отзывы о нас на Флампе
Художественный авангард 1910-20 гг

Русский художественный авангард 1910-20 гг

Коллекция живописи русского авангарда является одним из самых интересных и цельных собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

 

История поступления большей части произведений неразрывно связана с авангардным движением и политикой государства первых лет советской власти. Левые художники, называвшие себя «пролетариями кисти», после революции 1917 года активно включились в переустройство художественной жизни страны. Уже в 1918 году на совещаниях созданного в тот год Московского Отдела изобразительных искусств Наркомпроса авангардисты планировали развернуть сеть музеев современного искусства, обсуждали принципы государственных выставок для «просвещения народных масс».  В декабре 1918 года А. Луначарский утвердил составленный художниками список авторов, произведения которых следовало покупать в Государственный художественный фонд при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса. Именно из этого фонда в 1920 году в Екатеринбург была направлена большая выставка «Всех течений современной живописи», которая затем должна была стать основой местного Музея живописной культуры. Однако, после закрытия выставки полотна были переданы в художественный отдел музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), реорганизованный позже в Уральский областной государственный музей (1925-1934), затем ˗ в Свердловский краеведческий, а в апреле 1936 года поступили в только что открытую Свердловскую картинную галерею.

 

Сегодня в собрании нашего музея находятся произведения почти всех направлений русского авангарда в своих классических образцах. Неопримитивизм представлен картинами М.Ф. Ларионова «Улица в провинции» (1910), «Еврейская Венера» (1912), Н.С. Гончаровой «Косари» (1911), О.В. Розановой «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой» (1912).

 

Музей обладает превосходной коллекцией «коренных бубнововалетцев», среди них ˗ картины П.П. Кончаловского «Портрет В.В.Рождественского» (1912), А.В. Куприна «Натюрморт с курительной трубкой» (1917), А.В. Лентулова «Молочница» (1918), И.И. Машкова «Портрет дамы в кресле» (1913), А.А. Осмеркина «Натюрморт с графином» (1918), Р.Р. Фалька «Девочка в кресле» (1919).

 

Русский вариант кубизма ярко демонстрирует картина Н.А. Удальцовой «Кухня» (1915), экспонировавшаяся в 1915 ˗ 1916 годах на «Последней футуристической выставке картин 0, 10» в Петрограде.

 

Гордостью коллекции являются безусловный шедевр В.В. Кандинского «Серый овал» (1917) и «Супрематизм» К.С. Малевича датируемый 1915 годом.  Последователи мастера на пути супрематизма представлены работами О.В. Розановой, И.В. Клюна, Л.С. Поповой, С.Я. Сенькина.

 

Принадлежащую музею «Беспредметную композицию» А.М. Родченко, созданную в 1919 году, можно назвать одной из самых масштабных и значимых работ художника конца 1910-х годов. Основой картины послужил эскиз 1917 года, находящийся в Музее современного искусства в Салониках в составе коллекции Г.Г. Костаки.

 

В 1998 году собрание пополнилось тремя графическими произведениями, подаренными музею меценатом. Это два листа В.Н. Чекрыгина из цикла «Воскрешение мертвых» (1922) года и работой А.Е. Мордвиновой «Беспризорники» (1927).

 

Коллекцию Екатеринбургского музея отличает наличие этапных, значимых в творческой биографии художников авангарда произведений, поэтому они востребованы на всех масштабных международных выставках русского искусства 1910-1920-х годов.

 

 
Яндекс.Метрика
     EcQV9qWE4sI