Отзывы о нас на Флампе
Западноевропейское искусство XIV-XIX веков

Графика

Екатеринбургский музей изобразительных искусств располагает интересным собранием рисунков мастеров европейских художественных школ XVI -XIX столетий. Наибольшее место в нем занимают произведения художников Италии и Франции.   Западноевропейский рисунок почти полностью был приобретен в 1966 г. у екатеринбургского коллекционера Константина Николаевича Клопотова и является частью коллекции князя Павла Арсеньевича Путятина, которая была одной из наиболее известных и значительных в России в начале XX в. и, по мнению А.Н.Бенуа, отличалась высоким художественным уровнем. Сюда входят рисунки ученика и помощника Рафаэля - Джулио Романо, специализировавшегося на написании фресок и картин на религиозные и мифологические сюжеты, художникаПьетро да Кортона, завоевавшего известность не только как рисовальщика, но и в качестве мастера монументальной живописи и архитектора, а также работы его ученика и помощника Чиро Ферри.

Высокой техникой исполнения и мастерством передачи натуры отличаются рисунки французских мастеров, среди них – «Смерть Лукреции» Шарля Лебрена, одного из главных основателей Королевской Академии Живописи, возглавлявшего так же все декоративные работы по украшению Версальского дворца. Особое место в собрании занимают рисунки учителя известного художника Франсуа Буше - Франсуа Лемуана, а так же тонкого наблюдателя и блестящего знатока натуры Жака Луи Давида.

 

В музейной коллекции также представлена гравюра, выполненная в различных техниках – резцовая гравюра, офорт, литография. Учитывая то, что тираж гравюры был ограничен, многие из оттисков дошли до нашего времени в количестве лишь нескольких экземпляров, что, несомненно, повысило их ценность. Достойное место в собрании музея занимают работы Джан Джакомо Каральо, Хендрика Гольциуса, Яна Санредама, Роберта Нантейля и других крупных западноевропейских мастеров.

Основную часть коллекции составляют гравюры мастеров французской и итальянской художественных школ XVII-XVIII вв. Среди них – произведения Жерара Эделинка, художника-гравера, специализировавшегося на репродуцировании произведений выдающихся французских живописцев. Особенно выделяется портрет Людовика, герцога Бургундского, дофина и отца Людовика XV работы Пьера Древе, блестяще владевшего техникой резцовой гравюры, имевшего звание академика и гравера короля. Прекрасным примером возрождения классической техники резцовой гравюры являются работы крупного мастера Шарля Клемента Бервика. Его лист из собрания музея «Похищение Деяниры» исследователи характеризуют как один из шедевров художника.

Живопись

Музей обладает представительной коллекцией произведений западноевропейского искусства. Наиболее многочисленным является раздел живописи XIV-XIX вв., включающий картины как широко известных художников, так и работы мастеров, чьи имена редко встречаются в российских музейных собраниях.

Раздел итальянской живописи начинается подлинным раритетом - картиной художника круга великого Джотто - Якопо ди Чионе «Мадонна с Младенцем», написанной на деревянной основе в XIV в. К эпохе Высокого Возрождения относится полотно ученика Тициана Полидоро Ланцани «Святое собеседование». Произведение отличается ясностью и строгостью композиционного решения и характерной изысканностью колорита. Большую часть собрания итальянской живописи составляют работы мастеров XVII в., происходящих из различных художественных центров - Сиены, Неаполя, Венеции, Болоньи. Так, картина «Поклонение волхвов» (первая половина 1620-х) сиенского художника Рутилио Манетти – единственное произведение этого крупного итальянского мастера, находящееся в музейных собраниях России. Работа ученика Рембрандта, подписывающегося монограммой PLP, «Павел и Варнава в Листре» (конец XVII в.) - самая крупная и законченная композиция из трех сохранившихся его произведений в европейских коллекциях. Кроме того, в экспозиции можно увидеть картину Франческо Рустичи «Святой Себастьян» (первая половина 1620-х), произведения Луки Джордано, Алессандро Тиарини и других мастеров.

Второй крупный раздел коллекции - живопись Голландии и Фландрии представлен работами значимых мастеров XVII в. Произведения «Страшный Суд» Каспара де Крайера и «Притча о богатом и бедном Лазаре» Франса II Франкена (начало в.) напоминают о времени наивысшего расцвета фламандской школы. Характерным образцом прекрасной голландской живописи, опирающейся на протестантскую этику и эстетику является датированный 1665 г. «Женский портрет» Хендрика ван дер Влита. Особый интерес представляют картины на мифологические и религиозные сюжеты - «Диана и Актеон» Хендрика ван Балена и «Мадонна со Святыми Екатериной и Варварой», принадлежащая кисти неизвестного художника круга Бартоломеуса Спрангера.

Говоря о собрании западноевропейской живописи в целом, следует отметить, что наиболее значимой его частью является раздел XVI - XVII вв. Произведения мастеров XVIII в. единичны. Живопись XIX в. представлена в основном произведениями живописцев, связанных с французским Салоном или работавших в Риме во второй половине XIX в. Среди них произведения итальянского художника Паскуале Челомми «Прачка» и «Голова старухи» - портрет, выполненный немецким художником Бальтазаром Деннером, представителем визионизма, особого направления в живописи, которому свойственна подлинная точность и фотографичность в передаче деталей.

Скульптура

Коллекция зарубежной скульптуры в собрании музея достаточно скромна, включает всего 19 экспонатов. В год основания галереи из Свердловского краеведческого музея были переданы 6 скульптур, положившие начало коллекции. Среди них были мраморные копии знаменитых античных статуй «Аполлон Бельведерский» и «Венера Медицейская», выполненные неизвестными скульпторами XIX века; «Беатриче» Т. Джентиле и др.

В первые послевоенные годы данный раздел значительно расширился за счет поступлений из Государственного Эрмитажа. В дальнейшем в состав коллекции вошли единичные произведения.

В результате сформировался весьма интересный круг произведений европейской скульптуры, созданных в конце XVIII – первых десятилетиях ХХ веков. Это работы итальянских, немецких и французских авторов, иллюстрирующие разные исторические художественные стили: барокко, неоклассицизм, модерн, необарокко и др.

Наиболее широко представлена итальянская школа. В собрании музея находится мраморная скульптура «Дети с собакой» Луиджи Бьенэме, известного римского мастера-неоклассициста, ученика Бертеля Торвальдсена. Образы ренессансных влюбленных – Рафаэля и Форнарины – исполнил в мраморе популярный в конце XIX – первой воловине ХХ века флорентийский скульптор Фердинандо Вики. Камерный «Семейный портрет» работы Энрико Брунеллески обращает на себя внимание благодаря особому лиризму и тщательности исполнения.

Французская школа вошла в собрание в виде бронзовых отливок разных по времени, но близких по духу художественных эпох — барокко и необарокко. Это парные работы «Укротитель коня», выполненные в XIX веке по моделям скульптора XVIII века Гийома Кусту Старшего, и «Прогресс», созданный с соблюдением авторских прав по модели Эмиля Луи Пико.

Немецкая школа представлена изысканной работой в мраморе «Амур и Психея» известного  скульптора рубежа XIX – XX веков Густава Хендрика Эберлейна.

 
     EcQV9qWE4sI