Отзывы о нас на Флампе
Рококо и русский фарфор

Рококо и русский фарфор XIX-начала XX века

Рококо стал одним из исторических стилей, в прихотливых формах которого черпали свое вдохновение русские фарфористы XIX-начала XX века. Характерные для него текучие линии, причудливые рокайльные завитки, обилие ажурного скульптурного декора широко заимствуются многими мастерами. При этом большое внимание уделяется поискам новых декоративных решений, что приводит к созданию предметов более затейливых, чем их прототипы XVIII века. В подражание бронзе обильно золотились скульптурные детали, большая часть поверхности предмета покрывалась сплошной фоновой росписью, в резервах сложных контуров нередко заключался романтический пейзаж. Ярким образцом русского неорококо является ваза, исполненная мастерами завода братьев Корниловых в 1840-1861 годах.

 

Интерес к искусству середины XVIII века проявился также в фарфоровой пластике.  Возвращается популярность композиций, посвященным галантным и театральным сценам, пасторальным и дальневосточным сюжетам. Иллюстрацией этого может служить чернильный прибор «Девушка с фонарем», выполненный во второй трети XIX века на заводе Гарднера.

 

Произведения из музейного собрания демонстрируют еще одно заимствование из искусства галантного века – создание «обманок», которые имитировали различные формы и материалы. Эта мода широко проявилась в предметах прикладного назначения: сахарницы, конфетницы, масленки, солонки, чайные сервизы выполнялись в виде ягод, фруктов, овощей или натюрмортных композиций. Такие изделия, помимо выполнения своих утилитарных функций, играли роль украшения стола, а их «разоблачение» придавало обеду оттенок курьезности. Образцом фарфоровых и фаянсовых обманок служат масленки в виде пучка спаржи, груши, тыквы и огурца, выполненные на заводах товарищества М.С. Кузнецова на рубеже XIX-XX веков.

 

Rococo and Russian Porcelain of the 19th – early 20th centuries

Rococo is one of historical styles, the fanciful shapes of which inspired Russian porcelain-makers in the 19th – early 20th centuries. Its typical fluid lines, fanciful rocaille curls, abundance of lace sculptural decoration were widely adopted by many masters. A great attention was focused on the search for new decorative devices that made possible the production of more intricate articles in comparison with their 18th-century prototypes. Sculptured parts were sparkling with gold imitating bronze. The major part of an object’s surface was covered with solid painting and the eye could notice a romantic landscape coming into the foreground through complex outline drawing. A striking example of Russian neo-Rococo is a vase made by masters of the Kornilov brothers’ factory in 1840-1861.

 

A keen interest to the 18th-cetury art was also manifested in porcelain plastics. The compositions devoted to gallant and theatrical scenes, pastoral and oriental subjects were also in demand. The ink device “A Girl with Lantern” made by Gardner factory in the second third of the 19th century may serve as a vivid illustration.

 

The exhibits from the museum collection demonstrate one more borrowing from the art of the gallant age. It is Trompe-l'œil, an art technique that uses realistic imagery to create an optical illusion that depicted objects exist in three dimensions. This fashionable technique was widely employed in household wares, such as sugar bowls, bombonieres also known as "favors", containers for butter, salt shakers and tea sets made in form of berries, fruits, vegetables or still life compositions. Such articles apart from their utilitarian functions could also decorate a table, while a revelation of the trick gave a common dinner a curious entertaining flavor. A vivid example of porcelain and faience Trompe-l'œil is the butter containers in form of a bunch of asparagus, pears, pumpkins and cucumbers made by M.S.Kuznetsov’s factories on the turn of the 19th – 20th centuries.

 
     EcQV9qWE4sI