Отзывы о нас на Флампе
Уральское художественное литье / Ural Artistic Casting

Уральское художественное литье XIX – XX веков

Среди произведений национального и зарубежного искусства особое место в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств занимает уникальная коллекция уральского художественного литья из чугуна. В фондах музея имеется около тысячи образцов более десяти чугунолитейных заводов: Кушвинского, Невьянского, Верх-Исетского, Билимбаевского, Свердловского, Сосьвинского, Кыновского, Кусинского, Каслинского, Каменск-Уральского, представляющих большую научную и историческую ценность. Наиболее полным и интересным является собрание Каслинского литья, насчитывающее свыше 800 предметов.

 

Начало коллекции было положено в 1887 году, когда в музей Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) поступило полтора десятка чугунных отливок Каслинского завода с Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, проходившей в Екатеринбурге. Крупное поступление художественного литья произошло в 1904 году: 45 предметов подарил музею управляющий Кыштымским горным округом П.М. Карпинский. В 1920-е годы по распоряжению уездных властей в Екатеринбург стали поступать художественные ценности со всего Урала. Основная их часть, в том числе детали Каслинского чугунного павильона, попала в фонды музея УОЛЕ, преобразованного в 1925 году в Уральский областной государственный музей. К моменту его очередной реорганизации в 1934 году в Свердловский областной краеведческий музей коллекция литья насчитывала уже около 500 экспонатов, большая часть из которых была передана Свердловской картинной галерее, созданной в 1936 году. В галерею поступило около 400 предметов Каслинского художественного литья, а также около 40 отливок Кусинского, Верх-Исетского, Кушвинского и Каменского заводов. Данная часть музейного собрания активно пополнялась и в последующие годы.

 

Повышение интереса к коллекции уральского художественного литья было связано с восстановлением Каслинского чугунного павильона и открытием его для публики в 1958 году, а также с научно популяризаторской деятельностью Б.В. Павловского, специалиста и исследователя декоративно-прикладного искусства Урала. Однако наиболее важной вехой для музейного собрания стала реорганизация галереи в 1985 году в Музей изобразительных искусств и появление второго здания (на ул. Воеводина, 5). На новых выставочных площадях развернулась большая постоянная экспозиция художественного литья, а Каслинский чугунный павильон занял в ней центральное место. За время существования музея коллекция чугунного литья пополнилась вдвое. Благодаря активной выставочной деятельности и научной работе сотрудников данное собрание приобрело известность далеко за пределами уральского региона.

 

Появление художественного литья из чугуна на Урале явилось результатом европеизации России, создания мощной отечественной добывающей и металлургической промышленности с использованием местных черных и цветных металлов. Техническое оснащение заводов и технология чугунного литья базировались на передовых достижениях английской и немецкой металлургии. Поэтому ориентация на западноевропейские образцы художественного металла стала особенностью ассортимента изделий всех уральских заводов, в том числе и самого крупного из них – Каслинского. Необходимо отметить, что выпуск художественных изделий служил в основном для продвижения на рынке именно промышленного чугуна, ведь это была прекрасная возможность для владельцев заводов показать высокое качество выпускаемого металла на различных российских и зарубежных выставках.

 

В первой трети XIX века почти на всех заводах Урала выпускали фасонное литье. Несмотря на то, что каслинцы освоили художественное литье позже других уральских заводов, их продукция со второй четверти XIX века пользовалась наибольшей популярностью. Изделия Каслинского завода отличались высоким мастерством исполнения и многими художественными достоинствами. Этому, прежде всего, способствовало хорошее качество чугуна, выплавляемого на древесном угле, и совместная творческая работа талантливых скульпторов, формовщиков, чеканщиков и мастеров по окраске художественных отливок, а также благоприятное географическое расположение завода вблизи озер, дающих необходимые для производства тончайшие формовочные пески.

 

Уральское чугунное литье XIX–XX веков – уникальное явление художественной промышленности России. Его лучшие образцы, представленные в постоянной экспозиции, в значительной мере определяют неповторимое и, безусловно, запоминающееся лицо Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

 

 

Ural Artistic Casting of the 19th – 20th centuries

Among the works of national and foreign art in the Yekaterinburg Museum of Fine Arts a unique Ural artistic casting collection holds a special place. The museum funds have about a thousand samples from over ten ironworks: Kushvinsky, Nevyansky, Verkh-Isetsky, Bilimbaevsky, Sverdlovsky, Sosvinsky, Kynovsky, Kusinsky, Kaslinsky, Kamensk-Uralsky. All of them are of great scientific and historical value. The collection of Kasli casting, numbering over 800 items, is the most complete and interesting.

 

The collection was started in 1887, when museum of the Ural Society of Nature Sciences Lovers (UOLE) got 15 cast-iron castings of the Kasli factory from the Siberian-Ural Scientific and Industrial Exhibition, held in Yekaterinburg. Large amount of artistic castings came in 1904: 45 items were donated to the museum by manager of Kyshtym Mining District P.M.Karpinsky. In the 1920s by order of the local authorities Yekaterinburg began receiving art treasures from around the Urals. Most of them, including the details of the Kasli cast-iron pavilion, came to the museum funds of UOLE that in 1925 was transformed into the Ural Regional State Museum. By the time of its next reorganization into the Sverdlovsk Regional Museum in 1934 the casting collection numbered about 500 exhibits, most of which had been already given to the Sverdlovsk Art Gallery, established in 1936. The Gallery received about 400 items of the Kasli artistic castings, as well as about 40 castings from Kusynsky, Verkh-Isetsky, Kushvinsky and Kamensky factories. This part of the museum collection has been actively replenished in the subsequent years.

 

Increased interest in the collection of the Ural artistic casting was associated with restoration of the Kasli cast-iron pavilion and its opening to the public in 1958, as well as with scientific popularization of Ural arts and crafts made by researcher B.V. Pavlovsky.

 

However, the most important milestone for the museum collection came in 1985 when the Gallery was reorganized into the Museum of Fine Arts and got the second building (in Voevodina St, 5). The new areas hosted the large permanent exhibition of artistic castings, and the Kasli cast-iron pavilion occupied the central place in it. For more than 75-year history of the museum the collection of artistic castings was replenished twice. Thanks to the dynamic exhibition activities and scientific work of research fellows this collection gained fame far beyond the Ural region.

 

Origination of the artistic cast-iron casting in the Urals was the result of the Europeanization of Russia, formation of the high-capacity domestic mining and metallurgical industries that used local ferrous and nonferrous metals.

 

Technical equipment of the factories and technology of cast-iron founding based on the advanced achievements of English and German metallurgy. Therefore the focus on West-European samples of artistic castings became the characteristic feature of Ural factories’ (including the biggest Kasli factory) assortment. It should be noted that the production of artistic items mainly served the market promotion of industrial cast-iron because it was a great opportunity for the factory owners to show high quality of their metal at various Russian and foreign exhibitions.

 

In the first third of the 19th century, almost all factories of the Urals produced mold castings. Despite the fact that Kasli craftsmen mastered the artistic castings later than other Ural workers, their products in the second quarter of the 19th century enjoyed the greatest popularity. Products of the Kasli factory showed exquisite craftsmanship. Good quality of cast-iron smelted in charcoal, and the joint creative work of talented sculptors, molders, engravers and specialists in artistic castings coloration, as well as favourable geographical location of the plant near the lakes, giving the finest molding sands necessary for the production, contributed to it.

 

The Ural cast-iron casting of the 19th–20th centuries is a unique phenomenon of the art industry in Russia. Its best samples, presented in our permanent exhibition, largely determine the inimitable uniqueness of Yekaterinburg Museum of Fine Arts.

 

 
     EcQV9qWE4sI