История формирования

история формирования

Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Датой его основания считается 1936 год, хотя история его коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). УОЛЕ сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была образована Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

 

В последующие годы музейное собрание пополнялось передачами произведений из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.

 

В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи (на ул. Вайнера, 11) хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние на формирование свердловской коллекции, научную деятельность галереи и культурную жизнь города.

 

Научно-исследовательская деятельность картинной галереи активизировалась с приходом в нее Б.В. Павловского. В 1958 году при его участии был восстановлен и открыт Каслинский чугунный павильон. В 1960-1980-х годах сотрудниками галереи был организован ряд знаковых проектов, среди которых одна из первых в стране выставка «Портреты неизвестных».

 

К середине 1980-х годов с ростом музейного собрания возникла необходимость увеличения фондовых и экспозиционных площадей, которые смогли бы удовлетворять потребности хранения и экспонирования коллекций. В связи с этим в 1986 году часть экспозиции, в том числе собрание каслинского художественного литья была перенесена во вновь реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода (ул. Воеводина, 5). Каслинский павильон был демонтирован, перенесен в новое помещение и отреставрирован.

 

В 1988 году Свердловская картинная галерея получила статус музея изобразительных искусств. Вновь организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию собрания. Это был период наиболее активной научной и издательской деятельности музея, который приобрел широкую известность и контакты с научными и музейными центрами России и зарубежных стран.

 

В 2005 году в музее был открыт Виртуальный филиал Русского музея – информационно-образовательный центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея.

 

В 2008 году при музее изобразительных искусств совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея был создан Региональный Центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества. Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является развитие взаимосвязи музея с системой школьного образования и реализация совместных музейно-педагогических проектов и программ.

 

Сегодня Екатеринбургский музей изобразительных искусств – крупный культурный центр, ведущий активную выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность.

 

Музей известен своими коллекциями, многие из которых имеют мировое значение. Одной из таких является уникальное собрание уральского художественного литья XIX - XX веков, центральным экспонатом которого является знаменитый Каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

 

Большой художественной ценностью обладает собрание русского художественного авангарда 1910-1920-х годов, включающее в себя полотна его классиков – К.С. Малевича, В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой, А.В. Куприна, А.С. Родченко и многих других. Данная часть музейной коллекции многократно выставлялась на крупных международных выставках и получила заслуженное признание в России и за рубежом.

 

Значительный интерес представляет раздел западноевропейского искусства XIV - XIX веков. Здесь продемонстрированы произведения итальянских, фламандских, голландских, французских и немецких мастеров. Работы некоторых живописцев, таких как Рутилио Манетти и Франческо Рустичи являют собой большую редкость и представлены только в единственном музейном собрании России – Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

 

Выразительна и разнообразна по своему составу экспозиция русского искусства XVIII – начала XX века. Представленные в ней произведения последовательно отражают основные этапы развития отечественного искусства этого периода. Русская живопись XVIII – начала XX века представлена картинами таких известных художников, как В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, И.Н. Крамской, А.И. Корзухин, Н.А. Ярошенко, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, Б.М. Кустодиев, К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, С.Ю. Судейкин и другие.

 

Значительный раздел коллекции музея составляют произведения отечественных мастеров 1920-2000-х годов. Кроме вышеупомянутого собрания русского художественного авангарда начала прошлого века экспозиция включает в себя социалистический реализм 1930-1950-х годов, работы художников-шестидесятников, тематически и стилистически разнообразное искусство последней трети ушедшего столетия, а также творческие поиски современных авторов.

 

В обширную коллекцию декоративно-прикладного искусства Урала входят камнерезное и гранильное искусство, демонстрирующее изделия традиционного уральского промысла XVIII-начала XXI века, златоустовское украшенное оружие и гравюра на стали, нижнетагильский расписной поднос и глиняная игрушка, авторское ювелирное искусство признанных мастеров 1970-2000-х годов уральской и московской школ.

 

Сегодня музей изобразительных искусств активно участвует в культурной жизни города, являясь организатором крупных международных проектов, престижных выставок из собраний столичных российских музеев и частных коллекций, а также сформированных из собственных фондов и мастерских художников. Музей успешно выполняет не только традиционные научные, просветительские, хранительские функции, но и проводит в своих стенах самые разнообразные культурно-развлекательные мероприятия.