Цикл лекций «Неофициальное искусство СССР»

В советское время параллельно с официальной и поддерживаемой государством художественной сценой существовала и другая – андеграундная. Ее представляли художники-нонконформисты, не принимавшие «готовые формы» соцреализма и занимавшиеся поисками новых сюжетов и художественных приемов. Им приходилось работать в подполье, не имея возможности представлять свои работы широкой публике и находясь в напряженных отношениях с советской властью. Тем не менее, их творчество повлияло на многих авторов последующих поколений и после перестройки неофициальные художники были включены в историю российского искусства.
Цикл из пяти лекций посвящен новым художественным направлениям, возникшим в послевоенный период в среде московского неофициального искусства (таким, как кинетическое искусство, концептуализм, соц-арт, метафизическая живопись), и различным творческим объединениям (лианозовская школа, группа Сретенского бульвара, группа «Движение»).

Лектор: Евгений Кутергин, младший научный сотрудник сектора новейших течений отдела современного искусства.

Оскар Рабин и лианозовская школа
6 июля (суббота), 16:00 

В конце 1950-х годов в барачном поселке близ станции Лианозово в Подмосковье сформировалось андеграундное объединение художников. Невзрачный быт городской окраины получил отражение в творчестве живописца Оскара Рабина и поэтов Генриха Сапгира, Всеволода Некрасова и других, в то время как остальные авторы экспериментировали в направлении абстрактной живописи.
На лекции мы познакомимся с авторскими стилями лианозовцев и объединяющей их идеологией, а также с особенностями сложного взаимодействия андеграундных художников и советской власти.

Эдуард Штейнберг и метафизическая живопись
20 июля (суббота), 16:00

В СССР в условиях всеобъемлющей идеологической пропаганды отдельные художники находили успокоение в создании личных мифологий и воплощении их в своем творчестве. Условно это направление в московском неофициальном искусстве называют метафизическим. В творчестве «метафизиков» строгие и выверенные образные структуры дополнялись присутствием тайны и мистики.
На лекции пойдет речь о символических системах и стилистических особенностях таких художников, как Эдуард Штейнберг, Дмитрий Краснопевцев, Михаил Шварцман, Дмитрий Плавинский и других.

К новым формам: кинетическое искусство и ассамбляж
3 августа (суббота), 16:00

Советские художники-нонконформисты чувствовали себя некомфортно не только ввиду идеологических ограничений, но и из-за строгих рамок станковизма в живописи и скульптуре. Если отдельные художники-живописцы стремились выйти за пределы плоскостности картины, применяя техники коллажа и ассамбляжа, то группа художников-кинетистов «Движение» ставила перед собой задачу преодолеть статичность изображения и скульптуры через синтез искусств.
На лекции мы познакомимся с экспериментами в технике ассамбляжа таких художников, как Борис Турецкий, Михаил Рогинский и Борис Смертин, а также с направлением кинетического искусства и его знаковыми представителями.

Илья Кабаков и московский концептуализм
17 августа (суббота), 16:00

В 1970-х годах ярким очагом независимого искусства в Москве стали расположенные рядом мастерские художников на Сретенском бульваре. В этой среде сформировалось направление концептуализма, характеризующееся вниманием к тексту и главенствованием смыслового содержания над эстетической формой. Именно концептуалисты впоследствии стали наиболее известными среди художников неофициального искусства не только в России, но и за границей.
На лекции речь пойдет о московском концептуальном искусстве, его особенностях и преемственности по отношению к поэтам Лианозовской школы, а также о творчестве таких авторов, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский и других.

Комар и Меламид и соц-арт
31 августа (суббота), 16:00

Если в США в качестве ответной реакции на переизбыток товаров сформировалось художественное направление поп-арт, то в Советском союзе в ответ на переизбыток идеологии появился соц-арт. Его основателями стали Виталий Комар и Александр Меламид, которые начали включать в свои произведения элементы социалистической символики, присваивать ее себе и обыгрывать в ироническом ключе.
На лекции мы познакомимся как с творчеством провокационного дуэта Комара и Меламида, так и с работами других художников того же направления: Леонида Орлова, Александра Косолапова, Бориса Орлова, Константина Звездочетова и других.

Адрес: Музей наивного искусства (ул. Розы Люксембург, 18)
Справки по тел.: 301-15-31